Не заводной, а заводящий (рецензия на фильм «Заводной апельсин»)

0
38

Стэнли Кубрик – удивительный режиссёр. В основном он снимает фильмы по литературным произведениям. Если знать из его биографии только этот факт, то можно подумать: «Да у него же совсем нет фантазии», «У режиссера не хватает своих мыслей, которые он хочет донести, и поэтому он берет их с книг», и т.д. Но достаточно сравнить любое оригинальное произведение и его экранизацию и становится понятно – режиссёр открывает совершенно новые миры. Скажу сразу – книгу «Заводной апельсин» я взял в руки куда раньше фильма. Для меня это было чем-то немыслимым – оригинальный стиль повествования, без остановки происходящие действия, еще как-то додумались написать некоторые русские слова транслитом. «Какое-то безумие», — подумал я, но то, что сделал Кубрик, разорвало все шаблоны. Сам автор романа, Энтони Бёрджесс, посмотрев фильм, ужаснулся, так как даже он не мог представить, что настолько ярко и жестко можно показать сцены старого доброго ультранасилия.
История же повествует нам о банде малолетних преступников под предводительством главного героя Алекса. Именно он организовал их ОПГ, так как был самым умным и жестоким. Однажды парни поняли, что такой предводитель им не нужен и подставили его, вследствие чего тот оказался за решеткой. После пары лет заключения у него появился шанс выйти на свободу, но не просто так. Он становится испытуемым нового препарата, который вытесняет в человеке любые признаки агрессии. На что надеялись изобретатели лекарства? На то, что после его принятия человек станет милым и пушистым и сам придёт к осознанию того, что насилие — это плохо? Как бы не так! Они вылечили лишь одного человека, а не все общество. Да и не то чтобы вылечили – они вырезали из героя часть жизни, в том числе и любовь к музыке Бетховена. Однако выйдя на свободу, насилие стало применяться именно к нему, а он попросту не мог постоять за себя.
Драму в судьбе человека Кубрик показал даже лучше, чем Бёрджесс на страницах своего романа. Здесь мы действительно видим и осознаём, насколько тяжело Алексу, а также переживаем за него. За человека, который вершил преступления ради преступлений. Нам становится жалко его просто потому, что на его фоне все остальные люди кажутся ещё бОльшими монстрами. Начиная от врачей, которые «помогали ему исправиться», до бомжей, которые сплотились против него. От родителей, которые быстро нашли ему замену, до бывших друзей, которые стали полицейскими, и в силу своей безнаказанности стали еще более жестокими.
Был такой старый фильм Фрица Ланга «М – город ищет убийцу». Я считаю, что история очень похожа. Для Алекса все его преступления, безнаказанные выходки и поступки стали частью жизни, и когда он прошел этот эксперимент, он просто-напросто потерял себя и свою жизнь, теперь он пуст. Вокруг него так и осталось осуждающее его общество, которое готово пойти на куда более жестокое преступление, чтобы ему отомстить.
Единственное, в чём, по моему мнению, проиграл Кубрик – он не показал финальную сцену книги. Здесь уж я спойлерить не буду, кому интересно, тот почитает. Одно скажу – это наиболее логичная и даже несколько философская концовка, где главный герой после пережитого способен сделать для себя выводы.
Для меня же вывод прост: общество существовало до нас и будет существовать после, не мы формируем его, а оно нас. Главный герой всего лишь приспособился к нему, а утратив эту связь, он стал изгоем. Сам я смотрел этот фильм 4 раза и в каждый из них открывал для себя всё новые и новые вещи.
Фильм, безусловно, понравится каждому: кто-то откроет для себя глубинный смысл, кто-то будет в восторге от сцен насилия; ну, а кто-то восхитится великолепной операторской работой. Конечно, не Дик Трейси, но выглядит всё очень сочно!
И не забывайте, что даже в сказках сюжет берется не из пальца – это просто отражение действительности.
Автор: Сидоров Александр