ЕГЭ: убрать или оставить?

0
47

16 марта депутаты партии ЛДПР внесли в Госдуму законопроект об отмене Единого государственного экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ предлагается заменить государственными экзаменами, которые будут сдаваться обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Инициаторами данного проекта подчёркивается, что это «позволит определять уровень поступающих в вузы, исходя из их знаний, а не на основании сомнительных результатов ЕГЭ, и позволит проводить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в высшие образовательные учреждения». Так ли хороша эта идея и к чему может привести подобный законопроект выясняла журналистка Московского Политеха Пащинина Александра.

Внесению законопроект обязан главе комитета Госдумы РФ по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярославу Нилову (ЛДПР). Лидер партии, Владимир Жириновский, даже включил этот пункт в свою избирательную программу в раздел, касающийся образования. «Главное, — утверждает Владимир Вольфович, говоря о системе образования в стране, — убрать ЕГЭ. Чтобы его не было никогда и нигде!»

По мнению лидера фракции, подобный экзамен лишь мешает выпускникам, он не служит для объективной оценки знаний, а запугивает молодых людей, мешая раскрыть их потенциал в полной мере. «ЕГЭ – это поле для коррупции!» — уверяет политик, хотя его оппоненты и придерживаются диаметрально противоположного мнения, называя отсутствие коррупции при сдаче ЕГЭ одним из главных преимуществ. Авторы инициативы также отмечают, что самостоятельная подготовка учащегося к ЕГЭ почти невозможна — для эффективной подготовки необходимо дополнительно нанимать репетиторов, услуги которых дорого стоят и не по карману многим родителям.

В поддержку законопроекта об отмене ЕГЭ чаще всего высказываются преподаватели и учителя. Заслуженный учитель, профессор РПГУ им. А. И. Герцена Сергей Рукшин даже обращался к президенту с просьбой отменить ЕГЭ и заменить его устной и письменной проверкой знаний, как это было в СССР. По мнению Рукшина и ряда других уважаемых педагогов, школьное обучение стало направленно исключительно на успешное преодоление ЕГЭ, а не на получение полноценного образования, отсутствует общее понимание предметов. Выпускники ориентируются в отдельных фактах и терминах, но затрудняются дать им развёрнутое объяснение. Теряется интерес к глубокому изучению предмета, ученики заучивают только тот минимум информации, который необходим для успешной сдачи экзамена. К тому же, выпускников пугает сложность при подготовке и сдаче ЕГЭ, отбивает желание поступать в вузы.

Учительница одной из московских школ (стаж работы 37 лет), Ирина Карасёва, говорит, что с отменой ЕГЭ жить и школьникам, и учителям стало бы проще. «Это действительно большая эмоциональная нагрузка для детей, да и к тому же монотонная подготовка реальных знаний не даёт – идёт «натаскивание» учеников на выполнение тестовых заданий».

Однако депутат из фракции «Единая Россия» и член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова в одной из пресс-конференций объявила, что об отмене ЕГЭ не может быть и речи, потому что подобный экзамен является эффективным методом оценки знаний абитуриентов. «ЕГЭ себя оправдал», — уверена Алёна Аршинова. По ее данным, с введением ЕГЭ примерно в 5 раз увеличился процент абитуриентов из регионов, поступивших в крупнейшие вузы страны. «Единый государственный экзамен сейчас достаточно сложен и действительно отражает уровень знаний», — считает единоросс.
Особое внимание Аршинова обратила на то, что весомым плюсом ЕГЭ является значительное снижение человеческого фактора в оценке работ выпускников.

Дмитрий Ливанов, бывший министр образования и науки, тоже пророчит ЕГЭ долгую жизнь, находя данный проект весьма успешным и дающим качественные результаты. «Единый экзамен для всей нашей страны задаёт единый уровень требований к образованию человека, закончившего школу, что безусловно необходимо. И в этом смысле система единого экзамена останется ещё надолго, я думаю». Также политик не отрицает, что на данный момент система ЕГЭ несовершенна и должна претерпеть ряд изменений, как технических, так и касающихся содержания тестовых заданий. Должны быть внесены поправки в устную часть некоторых предметов, а ещё расширен круг предметов, обязательных для сдачи.

Реализуется ли проект об отмене ЕГЭ на практике или останется только на бумаге — покажет время. Но, судя по количеству людей, недовольных подобной системой оценки, изменения в итоговой аттестации уже не за горами.