Когда учёные впервые увидели снимки, пришедшие с марсохода Curiosity, находившегося в тот момент на кратере Гейла, они не знали, что и думать.  Состоящий из многовековых слоёв аргиллита камень резко выделялся из общего пейзажа местности, исследуемой аппаратом. Заинтересовавшись находкой, исследователи приказали роботу продолжить изучать марсианский кратер , который, по их предположениям, мог когда-то быть котлованом огромного пресноводного озера.

Более чем за год путешествий марсохода по кратеру красной планеты удалось собрать огромное количество данных. Как сообщается в журнале Science, НАСА пришло к выводу, что слоистые отложения – не что иное, как следы русел рек, питавших миллиарды лет назад водяное озеро. “Этот камень является доказательством, что мы всё правильно понимаем” – рассказывает Санджив Гупта, руководитель миссии.

Высадившись на Марс, Curiosity обнаружил большое количество крупного гравия, который уменьшался в размере по мере продвижения аппарата на Юг, в сторону центрального пика кратера Гейла – пятикилометровой горы Шарпа. Подойдя максимально близко к краю кратера, он зафиксировал наличие большого количества слоистых аргиллитовых отложений.

Уникальность “Китового камня” в том, что он находится на 10 метров выше основного слоя аргиллита и имеет каплевидную форму. Он тоже слоистый, однако, в нём присутствуют вкрапления песчаника, что говорит о том, что он находился в более активной, нежели дно озера, среде.

Учёные подытожили, что камень, скорее всего, находится на границе между озером и дельтой реки, питавшей его. Удивительным является то, что составленная НАСА компьютерная модель климата раннего Марса противоречит имеющимся данным.  При условиях, созданных моделью, вода не могла оставить такие следы на камнях: в разные периоды планета замерзала. Однако, стратиграфические данные показывают, что вода текла постоянно на протяжении сотен миллионов лет и, выходит, на планете никогда не было ледниковых периодов.

Открытие хорошо сочетается с теорией о том, что на Марсе когда-то существовал океан, предположительно, в низине северного полюса. Несмотря на оптимистичную информацию, автор статьи Джон Гротцингер скептично относится к открытию: “Мы явно что-то упускаем, и, вполне возможно, все наши данные неверны. Видимо, мы ещё не вполне пониманием устройство древнего марсианского климата. Все эти открытия порождают лишь бесконечные споры, подпитываемые отсутствием достоверной информации”.