Всем нам давно известен знаменитый эффект плацебо, способный, например, наделить таблетки-пустышки целебными свойствами, причинять боль при отсутствии явных на то причин или же, наоборот, действовать, как обезболивающее. Однако, до недавнего времени наукой был мало исследован психологический аспект плацебо и его возможности. Оказывается, от компьютерной игры можно получить намного больше удовольствия, если поверить в то, что разработчики улучшили её, даже если в действительности никакие изменения не были произведены.

Как говорит Пол Кернс, профессор из Йоркского университета, идея пришла к нему после того, как он посмотрел программу, рассказывавшую об удивительном эффекте, оказанном пустыми таблетками на силу и выносливость вело спортсменов. «У людей есть заранее заготовленное представление, что небольшая белая таблетка должна производить определенное действие, – рассказывает Кернс. – Это определенным образом меняет ваше реальное восприятие окружающего мира».

Для того, чтобы убедиться в верности догадок о существовании «виртуального плацебо», профессор с коллегами провёл небольшой эксперимент: собрав группу из 21 человека, исследователи предложили им поиграть в Don’t Starve – компьютерную игру, суть которой заключается в поиске определённых предметов для как можно более продолжительного выживания в вымышленном мире. Первый раунд, как сообщили испытуемым, проходил в случайно сгенерированном мире, тогда как второй – на якобы улучшенной с помощью искусственного интеллекта карте, где были учтены личностные характеристики и способности каждого игрока.

Результаты подтвердили теорию Кернса: второй раунд понравился игрокам значительно больше. «Адаптивный искусственный интеллект дал мне более безопасное изначальное расположение и, кажется, подкинул полезные ресурсы и предметы», – сказал один. «Такую карту я прошел быстрее, что было, конечно, намного приятней», – отметил второй.

Аналогичный эксперимент с большим числом участников показал идентичные результаты: личные ожидания игроков напрямую воздействуют на их восприятие объектов, а также интерпретацию событий виртуальной реальности.

Представив полученные данные на прошедшей недавно в лондонской конференции CHI PLAY, ученые призвали IT-разработчиков учитывать «эффект плацебо», рекламируя свои новые продукты. Однако, возможно, кое-кто из маркетологов понял эти данные по-своему. Так что в будущем, установив обновление любимой игры, постарайтесь проверить, действительно ли она обновлена.

Автор: Сергей Пячин

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ