Изучая поведение пчел, Роджер Шурч из университета Сассекса (Великобритания) с коллегами обнаружили кофеин в составе нектара некоторых цветков. В ходе исследования биологи выяснили, что кофеин воздействует на пчел точно так же, как наркотики на человека: насекомые, «подсаженные» на кофеин, предпочитают пыльцу с его содержанием всем остальным.

Открытие было сделано относительно случайно: наблюдая за пчелами, учёные заметили, что употребление кофеина насекомыми улучшает их память на запахи. При дальнейшем изучении этого явления оказалось, что некоторые растения действительно насыщают свой нектар кофеином.

Для выявления связи между этими двумя фактами Шурч и его группа провели интересный эксперимент: были изготовлены муляжи цветов, выделяющие сладкий сироп с разным содержанием сахара — одного из главных факторов выбора пчел, а в некоторые был добавлен кофеин. Иными словами, были создана среда, приближенная к природной, в которую исследователи выпускали пчел полакомиться из всех»цветков». В результате, учёные пришли к выводу, что пчелы, найдя сироп с содержанием кофеина, переставали обращать внимание на остальные соцветия, даже если их сироп содержал больше сахара. Вернувшись же в улей, пчелы начинали усердно мотивировать своих сородичей использовать преимущественно те цветы, в нектаре которых содержался наркотик. «Навигационный танец», направляющий сородичей к подобным цветам, исполнялся в четыре раза чаще, чем к цветам с обычным нектаром.

Этот эксперимент доказывает, что растения используют наркотические вещества для манипуляции опылителями. Этот прием позволяет растениям становиться более предпочитаемыми, чем остальные растения, и, кроме этого, экономить ресурсы, снижая долю сахара.